Социально-педагогическая характеристика

Социально-педагогическая характеристика «     » класса

государственного учреждения образования

«Городнянская С.Ш.»

(Примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)

  1. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
  •  Количество учащихся. Из них мальчиков, девочек. Возрастной состав.
  •  Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие учащиеся (из каких школ).
  •  Смена классного руководителя.
  1. Содержание и характер учебной деятельности:
  • Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
  • Наличие контроля за оценками отдельных учащихся. Кто из учащихся нуждается в постоянном контроле за успеваемостью и по какой причине?
  • Отношение к учению (положительное; нейтральное; равнодушное; отрицательное).
  • Отношение к педагогическому воздействию (с ожесточением, равнодушно, понимают и стараются выполнить требования).
  • Мотивы учения (познавательный интерес к предметам; осознание необходимости учиться в школьном возрасте; заслужить одобрение взрослых; стремление избежать наказания; стремление к самоутверждению в группе сверстников).
  • Дисциплина на уроках, кто нарушает, не работает в классе на уроках?
  • Опоздания на уроки, причины.
  • Пропуски уроков (по болезни, по уважительной причине, прогулы).
  • Наличие (отсутствие) признаков повышенной нервозности, повышенной утомляемости, пониженной работоспособности, подавленного настроения, повышенной возбудимости, вспышек гнева, агрессивности по отношению к сверстникам, агрессивности по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки.
  • Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитают, регулярность чтения (книг не читают, читают эпизодически, читают систематически).
  1. Жизнь класса вне учебных занятий:
  • Проявление интереса к деятельности: физической, умственной, технической, общественно-политической, организаторской, художественной, спортивной и т.д.
  •  Участие во внеурочной деятельности: факультативы, объединения по интересам, участие в олимпиадах, викторинах, турнирах. Результативность.
  •   Хобби.
  • Культурный кругозор: посещают ли и насколько часто театры, музеи, выставки, экскурсии и др.
  • Патологические влечения: (не курят, курят эпизодически, систематически; не употребляют спиртные напитки, употребляют эпизодически, систематически; не употребляют токсические и (или) наркотические вещества, употребляли однократно, систематически) и др.
  •  Состоят на диспансерном учёте, по поводу чего.
  •  Положительные поступки учащихся. Как часто они совершаются, возможные мотивы их совершения.
  •  Проступки, их проявления (эпизодически, систематически), их характер (грубость, драки, отказ от требований, поручений).
  •  Правонарушения (воровство, вымогательство, избиение, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, хулиганство, грубое нарушение общественного порядка и т. д.).
  •   Отношение к своим поступкам (равнодушны, гордятся, переживают, оправдывают, осуждают, раскаиваются).
  •  Отношение к трудовым делам класса (принимают активное участие, безразличны, демонстративно отказываются).
  •   Отношение к общественному имуществу (относятся бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества).
  •  Общественно-полезный труд в классе, гимназии.
  1. Семьи учащихся:
  •   Категории семей (полные; неполные; приёмные; опекунские; многодетные; семьи с детьми-инвалидами; семьи одинокой матери с незарегистрированным браком; семьи, оставшаяся с одним отцом (матерью); семьи, живущие без родного отца; семьи с неработающим родителем; семьи, один из родителей находится в учреждении исполнения наказания; семьи мигрантов, беженцев или вынужденных переселенцев; семьи, имеющие безнадзорных детей; обеспеченные; малообеспеченные; за чертой бедности).
  •   Типы семей: родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна; либо неблагополучная семья.
  •   Неблагополучная семья (!при выявлении фактов семейного неблагополучия семей необходимо своевременно сообщать педагогу социальному!):

– педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания). Признаки: отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, жестокое обращение, систематическое физическое наказание, низкая осведомлённость об интересах, о поведении ребёнка вне школы;

– нравственно-неблагополучная (асоциальная). Признаки: родители ведут аморальный образ жизни, а именно пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются;

– конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражены, жестоки, нетерпимы).

 

  •   Характер взаимоотношений с детьми:

– Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);

– сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя).

– Организация режима труда и отдыха обучающихся в семьях, выполнения домашних заданий.

– Выполнение обязанностей в семье.   

– Соблюдение режима дня.

– Как организованно общение учащихся в семьях во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.

  •   Влияние на класс родительской общественности.
  1. Руководство классным коллективом и его организацией:
  •   Официальный актив класса, его работа (выделить лучших).
  •   Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс.
  •   Позиция других учащихся в коллективе: предпочитаемые, принятые, отвергаемые, изолированные. Кто и с кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния. Наличие отверженных, причины.
  •   Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях, органах детского самоуправления, общественных организациях, достижения класса в конкурсных мероприятиях.
  •   Отношение к общественным поручениям (с готовностью, без видимого интереса, отказываются).
  •   Выполнение общественных поручений: (добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой).
  1. Взаимоотношения внутри коллектива:
  •   Степень сплоченности коллектива.
  • Взаимоотношения между одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается.
  •   Наличие или отсутствие группировок.
  •   Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками.
  •   Эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
  •  Манера и стиль общения в коллективе:

– Доминантный стиль (уверены в себе, стремятся навязать своё мнение, легко перебивают, но не дают перебить себя, нелегко признают свою неправоту);

–  Не доминантный стиль (застенчивы, уступчивы, легко признают себя неправыми, нуждаются в поощрении при разговоре);

–  Экстраверты (постоянно направлены на общение, легко входят в контакт, любопытны, открыты, полны внимания к окружающим);

–  Интроверты (не склонны к контактам, замкнуты, предпочитают общению деятельность, в разговоре немногословны).

  •   Отношение к общественному мнению:

– Активно-положительное (стремятся исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);

–    Пассивно-положительное (понимают критику, согласны с ней, но недостатки не исправляют);

–    Безразличное (не реагируют на критику, не меняют поведения);

–    Негативное (спорят, не соглашаются с замечаниями, поведения не меняют).

  •   Уровень самооценки:

– Адекватная (правильно оценивают свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

–    Завышенная (некритичны по отношению к себе, преувеличивают свои достижения);

–    Заниженная (излишне самокритичны, недооценивают свои положительные качества и личные достижения).

  1. Особенности сферы свободного общения учащихся:

– Сколько времени уделяют «уличному» общению в течении недели, часы вечернего прихода домой.

–    С кем имеют дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащихся.

–    Постоянное или предпочитаемое место уличного общения (клуб, двор, подъезд, и т. д.).

–    Содержание общения на улице: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпровождение, курение, выпивка, азартные игры и др.

  1. Общие выводы:
  •   Уровень развития коллектива.
  •   Характер общего эмоционального климата в коллективе.
  •   Дисциплинированность.
  •   Определение основных недостатков в организации жизни коллектива.

Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.

 

 

Классный руководитель                                                  ..................