Профилактика суицидального поведения

Роль педагога в работе с суицидальными детьми

 

Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

По временной последовательности и соотносимости с возможностью или реальностью суицидов выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Психологическим основанием для проведения первичной профилактики служат данные многочисленных исследований, согласно которым каждый человек при определенной подготовке способен вынести любую, даже самую тяжелую ситуацию. Чаще всего самоубийство подростка – это реакция на возникшую проблему, которая при совмещении с переживаниями и состоянием ребенка приводит к невозможности противостоять внешнему воздействию. Но даже самые сложные конфликтные ситуации переносятся и разрешаются несовершеннолетними легче, если у них есть лица, которым они доверяют, с кем они могут обсудить случившееся, не боясь насмешек и осуждения. Именно чувство уверенности, что тебя поймут, помогает подросткам избежать отчаяния. Ведущая роль в первичной профилактике отводится работникам образования: классному руководителю, психологам и социальным педагогам, которые призваны быть защитниками прав и интересов подростка, выступать посредником в переговорах с родителями и иными специалистами, оказывать содействие в получении помощи.

В ходе профилактических бесед с учащимися педагогам следует познакомить их с информацией о том, что кроме опасных для здоровья и жизни способов выхода из трудных ситуаций (употребление алкоголя, наркотиков, иных психоактивных веществ и пр.) есть более безопасные варианты поведения. Например, переключение активности на занятие видами спорта, требующими большой физической нагрузки, с одновременным проговариванием возникшей проблемы с заслуживающими доверия людьми или специалистами. Кроме того, для выхода из возникшей проблемной ситуации подросткам можно посоветовать следующее:

  1. Уяснить, что конфликты являются обязательной составной частью общения с людьми.
  2. Присмотреться и прислушаться к окружающим и к самому себе, понять, в чем истинная причина возникновения конфликта, каковы мотивы и цели участников столкновения.
  3. Отказаться от установки «победа любой ценой», поскольку каждый конфликт имеет множество вариантов разрешения.
  4. Не забывать, что при любом, даже самом серьезном противостоянии, всегда остается ценность в виде дружеских отношений, которые важно сохранить.

Серьезные усилия следует посвятить развенчанию у учащихся связанных с самоубийствами мифов, распространенность и вера девушек и юношей в которые во многом затрудняет обнаружение суицидальных проявлений. Например, очень часто можно встретить или услышать утверждений, будто

  • те, кто говорит о суициде, никогда его не совершает;
  • тенденция к суициду наследуется;
  • ничего не может остановить молодого человека, если он уже принял решение покончить с собой;
  • все самоубийцы страдают психическими заболеваниями и они не хотят принимать помощь окружающих и пр.

Раскрытию суицидальных тенденций во многом может помочь наблюдение за поведением детей. Так, на возможную опасность возникновения суицидальной угрозы указывает возникновение у учащегося депрессии, значительные личностные изменения, трансформации в поведении, приготовления к последнему волеизъявлению и другие упомянутые ранее признаки. Педагогу следует внимательно присматриваться к детям, чтобы вовремя выявить так называемую "группу риска", то есть заметить одиноких и изолированных подростков, уловить у них признаки беспомощности и безнадежности и организовать с ними специальную работу. В процессе её взрослым необходимо:

  • признать возможность попытки самоубийства;
  • настроиться на психологическое принятие подростка;
  • оценить его способность противостоять проблемам, рассуждать без пессимизма и фантазий;
  • помочь сконцентрироваться на поиске выхода из кризисной ситуации;
  • предоставить нужную для этого информацию;
  • вселить надежду, но нейтрализовать необоснованные ожидания, будто все может наладиться само собой;
  • предложить варианты действий, поддерживать усилия ребенка, готовность и уверенность в способности самостоятельного разрешения проблемы.

В профилактике самоубийств большую роль могут сыграть антисуицидальные факторы, препятствующие формированию у детей и подростков мыслей о самоубийстве (В.Т.Кондрашенко, 2004 г., В.С.Ефремов, 2004 г.). Тесные эмоциональные связи с семьей, друзьями, нежелание причинить боль родным и близким, атмосфера благополучия в доме и любви к жизни, наличие различных источников получения положительных впечатлений, чувство долга и ответственности зачастую способствуют преодолению саморазрушающих намерений. Целенаправленная работа взрослых в указанном направлении при подведении подростком "итогов жизни" и обдумывании способа самоубийства, воспоминания о дорогих людях, приятных эпизодах могут остановить развитие суицидальных тенденций или задержать их созревание.

Не менее важным стимулом способны выступить эстетические чувства: если подросток будет иметь реальное представление о том, как страшно и безобразно выглядят самоубийцы, это может предотвратить попытки прекратить собственную жизнь. Используя данные из "Краткого справочника самоубийцы", педагог может ненавязчиво довести до сведения подростков, что у повешенного вываливается и торчит из открытого рта язык, выкатываются глаза, происходит самопроизвольное кало- и мочеотделение, как, впрочем, и у любого покойника. Отсюда берет свое начало обычай обмывать умершего. При совершении прыжка с высоты останки человека похожи на лежащий в кровавой луже мешок с костями в неопрятно сбившейся, разорванной одежде. А утопленник приобретает синий цвет, и если его не извлекли в течение двух-трех дней, то труп вздувается и всплывает из-за подкожных скоплений трупного газа. Следовательно, ничего романтичного и возвышенного в подобной смерти нет.

Наконец, достаточно весомым антисуицидальным фактором может выступать страх перед физическими страданиями, а также боязнь стать инвалидом в случае неудавшейся попытки. Например, при повешении смерть может наступать от удушья, когда у человека сонная артерия не пережимается, он остается в сознании, и такие мучения могут длиться до десяти минут. После вскрытия вен самоубийца обычно длительное время ощущает приближение смерти, но не в силах ее предотвратить. Что касается наркотиков, то среднестатистический человек, как правило, не знает, какая доза и каких веществ обеспечит безболезненную смерть. Применение же большой дозы или очень сильных наркотиков то липриведет к стойкойзависимости, то ли сожжет внутренние органы, обрекая на долгие мучения, при которых медицина бессильна.

Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна вестись комплексно и параллельно со школой осуществляться в семье. Поэтому педагогам социальным, классным руководителям следует обучать родителей навыкам общения с детьми. Особое внимание желательно акцентировать на таких моментах, как необходимость в разговорах с ребенком с раннего детства подчеркивать ценность и неповторимость жизни. Чрезвычайно важно выделять сыну или дочери время для обдумывания происшедших событий, определения своего отношения к ним, позволяя при этом выражать любые эмоции и не ожидая постоянного веселья и жизнерадостности. Наилучшим помощником в преодолении возникшей стрессовой ситуации может стать спокойная домашняя обстановка, вовлечение в привычную повседневную деятельность.

Для предотвращения трагического исхода, по мнению детского психиатра Е.Вроно, законным представителям детей следует объяснить, как обсуждать с ребенком произошедшее травмирующее событие. Во-первых, родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных для сына или дочери ситуаций. Помогая детям высказать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждений или оценок, но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей – нормальное явление, они свойственны всем людям. Во-вторых, в зависимости от характера проблемной ситуации родителям необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. В-третьих, важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью. Чего ни в коем случае  нельзя делать – это играть на самолюбии подростка, провоцируя его на самоубийство и думая, что он неспособен совершить подобный поступок.

Вторичная профилактика проводится в отношении тех, кто высказывает желание покончить с собой. И здесь следует особенно опасаться упомянутого мифа, что рассуждающие о самоубийстве никогда его не совершают. На самом деле многие подростки перед попыткой суицида раскрывают задуманное, прибегая к перечисленным выше выражениям типа "когда меня не станет…", которые должны насторожить педагогов и родителей. Такие высказывания ни в коем случае нельзя игнорировать, ибо окончательные приготовления к самоубийству могут быть сделаны очень быстро и привести к трагедии.

Как упоминалось, подтолкнуть ребенка к самоубийству способна практически любая стрессовая ситуация. Чтобы помочь ему выйти из нее, надо умерить критичное отношение подростка к себе, проявляющееся в высказываниях наподобие «я плохой», «все у меня плохо», «ко мне плохо относятся» и пр. Следует также установить заботливые взаимоотношения с подростком, чтобы постараться понять переживания ребенка и помочь ему самостоятельно разобраться в своих чувствах. При этом психологи советуют:

  • обращать внимание на отношение подростка к самоубийству: лучше, если оно пугает, и хуже, если воспринимается спокойно;
  • всерьез воспринимать все происходящие с ребятами события, проявляя внимание к второстепенным, на первый взгляд, деталям поведения. Например, нельзя игнорировать высказывания о возможности суицида, относящиеся к недалёкому прошлому (несколько дней или недель назад), ибо ребенок скорее признается о наличии таких мыслей в прошлом, чем в настоящем;
  • открыто обсудить возникшие у детей проблемы, поскольку подобный разговор снимает тревожность и уменьшает риск совершения самоубийства.

Американский исследователь Эрл Гроллман сформулировал несколько требований проведения беседы с подростком, продумывающим способы ухода из жизни. Для начала он рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется

  • внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности облегчить перед кем-то свою душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • привести конструктивные способы ее решения;
  • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Озвучивание подростком мыслей о самоубийстве должно насторожить также и родителей, которым следует полностью изменить стиль взаимоотношений с ним. Взрослые должны знать, что единичные разговоры по душам ситуацию не исправят, ибо после первой беседы на тему самоубийства подросток как бы обретает веру в себя, но в течение месяца возможен возврат намерений. Поэтому родителям важно наблюдать за ребенком, проявлять к нему особую заботу и разобраться в причинах высказываний подростка. Причем не следует бояться спрашивать у ребенка, не посещают ли его мысли уйти из жизни, ибо этими вопросами можно дать возможность ребенку высказаться и психологически разрядиться.

Поскольку частой реакцией на стресс является дремотное состояние, то родителей должны насторожить подобные проявления. Сон может приглушить тревогу ребенка, но если подросток впал в состояние отупения, то необходимо имеющуюся энергию направить на какое-нибудь конкретное дело, чтобы он не смог продумать варианты самоубийства. Если же предпринятые усилия по изменению ситуации  не приносят результатов, возможно, следует обратиться за помощью к специалистам, например, врачам-психиатрам.

Зачастую первыми о саморазрушающих мыслях узнают близкие друзья или одноклассники, с которыми подросток делится своими переживаниями. Разговор по душам может произвести сильное жизнеутверждающее воздействие и заставить ребенка отказаться от намеченного. Поэтому педагогу социальному, психологу или классному руководителю важно рассказать старшеклассникам об основных требованиях к беседе и технике поведения с подростком с суицидальным поведением. Основная задача подобного разговора с самоубийцей – дать ему возможность выговориться. А для того, чтобы реализовать названную задачу, подростки должны владеть некоторыми правилами активного слушания.

Американский психолог Юджин Джендлин ("Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями", 2000 г.) формулирует правила общения с суицидентом, которые частично совпадают с предложенными Э.Гроллманом. Например, друг или подруга подростка-самоубийцы должны больше слушать,чтобы побудить суицидента высказываться о волнующих и болезненных переживаниях. Следует также сдерживать желания утешить или рассказать свою историю, так как подобные слова могут привести к окончанию разговора. Важно задавать вопросы, составляя их из слов собеседника или своих собственных, но отражающих суть уже сказанного. Подобная техника даст возможность суициденту почувствовать, что его слушают и понимают. Кроме того, сказанное желательно проговорить еще раз, и с этого уже начинается процесс помощи. Можно просить повторять илиуточнять некоторые фразы, побуждая подростка яснее выражать свои мысли.

Немаловажно давать возможность понять суициденту, какие чувства испытывает к нему или к себе его собеседник, что происходит между ними в это время. При этом задача друга или подруги продемонстрировать реакцию на слова подростка-самоубийцы, поделиться переживаниями и чувствами, а не дать совет или утешить. Надо искать изменения в понимании проблемы и быть готовым к тому, что процесс её осмысления будет длительным. Зачастую можно не дождаться свидетельства того, что подросток-суицидент отказался от своих мыслей, и поэтому важно улавливать сдвиги, произошедшие в понимании и видении обстоятельств. Кроме того, надо быть готовым вовремя отойти в сторону, чтобы предоставить возможность самоубийце далее самостоятельно анализировать произошедшее, подчеркнув уважение к его личности и готовность выслушивать его опять, когда он этого захочет.

Если все усилия специалистов, родителей и друзей не достигли цели и он приступил к активной аутоагрессии, наступает время для третичной профилактики. Ее адресатом становятся подростки, предпринявшие демонстративную попытку суицида, их родители и друзья. Здесь важно понимать, что показное принятие подростком снотворных таблеток или нанесение порезов на руке таким образом, чтобы окружающие успели помешать, является предпосылкой к суициду. Поэтому к подобным действиям надо относиться со всей серьезностью, ибо, если кризисная ситуация не меняется, возникает рецидив, и самый опасный период — 1–3 недели после первой попытки. как положительное.

При организации работы с несовершеннолетними, выжившими после самоубийства, необходимо помнить, что многие из них не хотели умирать и просто утратили способность общаться с миром. Для них суицид – это способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Однако практически каждая неудачная попытка приводит к физическим или психическим отклонениям в здоровье ребенка: прием лекарств или иных химических веществ может привести к нарушению сердечной деятельности, тяжелым отравлениям и язвам желудка; падение с высоты — к нарушению работы опорно-двигательной системы или к инвалидности; повешение — к травмам гортани и шейных позвонков и т.д. В такой ситуации социальному педагогу приходится общаться с выжившим и с его окружением. Поэтому ему следует знать, что суицидент имеет право:

  • жить полноценной жизнью, испытывая радости и печали, не подвергаясь изоляции или осуждению, получать поддержку со стороны родственников, друзей и специалистов;
  • стать другим человеком, разделив жизнь на 2 части – до и после самоубийства – в том числе использовать собственный опыт на благо других людей (по материалам конференции “Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения”, Хельсинки, 12–15 января 2005 г.).

При организации работы с родителями им необходимо объяснить, что попытку самоубийства надо расценивать как крик о помощи и, прежде всего, спокойно разобраться в проблемах подростка. Ни при каких обстоятельствах нельзя выгонять его из дома или отказывать в возможности высказаться. По мере устранения физических осложнений внимание должно переключиться на устранение конфликта, выработку у ребенка адекватных установок, повышение психологический устойчивости, а также уничтожение предметов или средств, с помощью которых можно совершить самоубийство. Очень часто подросток ведет себя импульсивно, но если в критический момент у него под рукой не окажется, например, пачки таблеток, то вероятность повторной попытки значительно снижается.

В противовес общепринятому мнению не нужно бояться помощи специалистов, ибо только во время психотерапевтической консультации возможно полное раскрытие испытываемых ребенком страданий и тревог. Желательно прибегнуть к семейной терапии, когда поддержку получают все члены семьи: они высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Но иногда единственным выходом становится госпитализация суицидента в психиатрическую больницу, что приносит облегчение как больному, так и его близким.

Спецификой подросткового суицида является то, что он оказывает сильнейшее влияние на две группы: родных и друзей самоубийцы, жизнь которого протекает примерно одинаково по времени и интенсивности среди сверстников и в семье. При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Как правило, друзья подростка-суицидента испытывают вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению Кристофера Лукаса и Генри Сейдена ("Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства», 2000 г.), обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы — это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов – дать возможность юношам и девушкам поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Э.Гроллман предлагает следующие правила для работы с подростками, друг или подруга которых совершил самоубийство. Следует:

избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы;

говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно;

давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения;

преодолевать возможные фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возникающих конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть;

помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, одного-двух дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.

Как бы ни была сложна и продолжительна работа со сверстниками суицидента, но больше всего смерть ребенка травмирует его родителей. К сожалению, работники общеобразовательных учреждений зачастую не имеют достаточной квалификации для оказания поддержки семье, поэтому здесь следует отдавать предпочтение профессионалам: психологам, психиатрам и другим специалистам.

 

 

Рекомендации

педколлективу учебных заведений

 по профилактике суицидальных настроений среди подростков.

 

  1. Классным руководителям и всем учителям необходимо отслеживать  резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей.
  2. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т. п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные успехи, а эмоциональное благополучие ребенка.
  3. При выявлении суицидальных симптомов необходимо обратиться за помощью к специалистам СППС.
  4. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на развитие стрессоустойчивости, отработку техник принятия верных решений в различных жизненных ситуациях, правил поведения в конфликте и т.п. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, позитивном прогнозе не будущее, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни других людей, художественной литературы, СМИ.
  5. Недопустимо открытое, прямое, публичное обсуждение с учениками суицидальных случаев.
  6. Информировать детей о службах помощи и телефонах доверия.