Опыт Зубрилиной

Особенности использования интерактивной доски
на уроках английского языка

Инесса Владимировна Зубрилина, учитель английского языка высшей категории ГУО «Гимназия №1 г. Дятлово», победитель конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011»

Сегодня перед учителями иностранного языка поставлена задача сформировать поликультурную личность учащегося посредством овладения ею иноязычной коммуникативной компетенцией, подготовить выпускника к межкультурной коммуникации. С этой целью введен обязательный устный экзамен по иностранному языку за курс общеобразовательной школы и увеличено количество часов на изучение дисциплины.

Как и мои коллеги, на протяжении данного переходного периода я пыталась найти ответы на множество актуальных вопросов, связанных с формированием коммуникативной компетенции. Как сделать так, чтобы все мои ученики заговорили по-английски в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации? Как подготовить учащихся к экзамену, в котором упор будет делаться именно на речь, как помочь им достойно сдать централизованное тестирование? Как создать оптимальные условия для речевого поведения учащихся на уроке? Как реализовать принципы коммуникативного обучения наиболее эффективным способом? И пришла к выводу, что решением всех этих проблем может стать максимальная интенсификация процесса обучения за счет информационных технологий, которые обладают огромным потенциалом для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и активизируют их познавательную деятельность. Уже имея многолетний опыт работы с обучающими компьютерными программами и опыт участия в международных интернет-проектах, я решила изучить возможности использования интерактивной доски на уроке иностранного языка и выяснить, может ли она стать эффективным средством развития коммуникативных умений учащихся.

Сущность данного опытасостоит в разработке оригинальной методики использования интерактивной доски на уроках иностранного языка.

Целью опыта являетсяповышение эффективности процесса обученияиностранному языку посредством создания и внедрения в образовательный процесс интерактивных учебных пособий.

В процессе работы решались задачи:

1. Изучить функции, технические особенности, возможности, методику работы с интерактивной доской.

2. Ознакомиться с психологическими особенностями и регламентом использования интерактивной доски в образовательном процессе.

3. Разработать и апробировать систему интерактивных заданий для обучения различным видам речевой деятельности и языковому материалу на уроке иностранного языка с использованием интерактивной доски, проанализировать ее результативность.

4. Разработать программно-методические комплексы, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием интерактивной доски.

Процесс изучения эффективности использования интерактивной доски на уроках иностранного языка включал:

1) подготовительный этап (изучение технических особенностей, возможностей, программного обеспечения и методики работы с интерактивной доской);

2) этап практической реализации (создание интерактивных заданий, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах работы над программным материалом в 6, 8, 11-м классах);

3) этап обобщения опыта (разработка программно-методических комплексов для интерактивной доски, проведение серии открытых уроков, мастер-классов на районных методических объединениях, областных конференциях, республиканских конкурсах).

Познакомившись с программным обеспечением «Notebook» и «Lynx 4», я выделила ряд функций и возможностей интерактивной доски, которые могут сделать процесс изучения иностранного языка более эффективным. К ним относятся:

  • анимация, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов;
  • работа с видео- и аудиоматериалами;
  • импортирование прямо во время занятия в структуру файлов страниц текста, фотографий, рисунков, схем;
  • одновременная работа с текстом, графическим изображением, видео- и аудиоматериалами;
  • выход в интернет непосредственно в процессе работы с интерактивной доской.

Вышеупомянутые возможности легли в основу создания интерактивных заданий для урока иностранного языка (прил. 2.1). Анализируя эффективность разработанных упражнений при формировании иноязычных умений и навыков и опираясь на теорию Е. И. Пассова [1, c. 21–76], я попыталась классифицировать задания по типу интерактивного взаимодействия и ведущему виду речевой деятельности.

Таблица 1. Классификация заданий для интерактивной доски по типу интерактивного взаимодействия

Тип задания

Особенности
заданий данного типа

Этап урока

Примечание

1

2

3

4

Динамические задания

Используются для выполнения продуктивных упражнений на развитие умений устной и письменной речи; проведения дискуссий и подготовительных упражнений для обучения письму

Этап предъявления нового материала и первичной актуализации полученных знаний, этап развития речевых умений

Эффективно
использовать функции «Клонирование», «Прожектор»

Игровые
задания

Могут быть использованы для формирования языковых навыков, а также развития речевых умений на основе текста

Фонетическая и речевая зарядка

Интерактивный опрос

Игровыми упражнениями целесообразно заканчивать занятие, выделив на этот вид деятельности 5—7 мин. урока

 

Командные задания

Носят характер соревнования и выполняются двумя командами учащихся одновременно, способствуют усилению мотивации учащихся

Этап развития лексико-грамматического аспекта языка

Эффективно использовать двухстраничный режим демонстрации слайдов;

задания могут быть снабжены таймером

 

Аналитические задания

Представляют собой лингвистические проблемные упражнения, выполнение которых требует от учащихся проведения поисково-исследовательских операций

Работа с текстом

Восприятие иноязычной речи на слух

 

Сопровождаются заполнением таблиц, составлением схем и речевых опор

 

Творческие или продуктивные задания

Представляют собой задания на моделирование аутентичных ситуаций семейно-бытового, этикетного, культурного характера

Этап развития речевых умений  устной и письменной речи

Способствуют формированию лингвострановедческой или социокультурной компетенции

 

Тренировочные и тестовые задания

Задания могут носить как индивидуальный, так и групповой характер в зависимости от типа урока и ведущего вида речевой деятельности

Этап формирования языковых навыков устной речи

Этап контроля усвоения программного материала

Задания могут быть снабжены функцией автоматической проверки

Таблица 2. Классификация заданий для интерактивной доски по ведущему виду речевой деятельности

Целевая
установка

Задания

Используемые функции интерактивной доски

Примечание

1

2

3

4

Обучение чтению, работа с текстом

Установление соответствий

Восстановление деформированного текста

Заполнение пропусков

Выделение необходимой информации

«Цветовая палитра»(позволяет привлекать внимание к необходимой информации)

Используются инструменты «перо», «художественное перо», «ластик»

Обучение говорению

Завершение высказываний

Соотнесение реплик в диалоге

Установление соответствий

«Коллекция» (содержит разнообразные иллюстрации для создания ситуации общения)

«Перемещение объектов»(позволяет обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации)

«Разделение экрана»

(позволяет группировать идеи, определять сходства и различия)

Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом

Введение лексического материала

Распределение на группы по определенному признаку

«Убери лишнее»

Сопоставление

Заполнение пробелов

«Клонирование»

(позволяет увеличить количество одинаковых объектов)

«Выбор объекта» (позволяет выделить сразу несколько объектов для дальнейшего их изменения)

Тексты, фотографии, рисунки, схемы можно импортировать в

структуру файлов прямо во время занятия

Обучение письменной речи и правописанию

Поиск и исправление ошибок

Заполнение пробелов

Восстановление деформированного текста

Установление звукобуквенных соответствий

«Прожектор»

(дает возможность высвечивать правильные варианты)

«Граффити»

(позволяет написать, начертить, дорисовать, подчеркнуть)

Используются инструменты «перо», «художественное перо», «ластик»

Отработка грамматического материала

Поиск и исправление ошибок

«Убери лишнее»

Заполнение пробелов

Создание схем

«Граффити»

«Клонирование»

«Перемещение объектов»

«Шторка» (позволяет быстро и эффективно организовывать контроль)

Необходимы электронные перья, или стилосы, (находятся на лотке либо на панели инструментов ИД)

Обучение восприятию иноязычной речи на слух

Установление соответствий;

Завершение высказываний;

Прослушивание и выполнение заданий (допиши, раскрась)

«Шторка»;

«Граффити»;

«Проигрыватель»

(возможность прослушивания и просмотра аудио- и видеоматериалов)

В программной оболочке «Notebook» процесс прослушивания и просмотра непрерывен, программная оболочка «Lynx 4» позволяет останавливаться, повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс восприятия и понимания иноязычной речи и дает больше возможностей для работы с фрагментами аудиотекста и видеофильма

Программное обеспечение для интерактивной доски позволяет четко структурировать занятия, сохранять разработки уроков, дополнять их, находить эффективный способ подачи материала. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при проведении контрольных и самостоятельных работ в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала. Весь комплекс приемов работы с интерактивной доской помогает создать иноязычную среду, в которой учащиеся могут читать, общаться, излагать свои мысли, делать выводы.

Одним из преимуществ интерактивной доски является возможность моделирования ситуации общения на уроке, что является основным условием коммуникативного обучения иностранным языкам. При помощи интерактивной доски ситуацию можно изобразить наглядно, сделав ее динамичной за счет изменения действующих лиц или их количества, либо использовать аудиофайлы и видеосюжеты, которые являются не просто аутентичным материалом и иллюстрацией к изучаемой теме, но и основой для обсуждения, чем способствуют коммуникативной направленности урока. Для того чтобы учащиеся смогли выразить собственное суждение, отношение, согласиться или опровергнуть мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише, материалы должны быть соотнесены с их возрастными и психологическими особенностями.

В перспективе видится целесообразным выход на участие в текстовых и голосовых чатах, on-line-общение с партнерами по интернет-проектам благодаря возможности выхода в интернет непосредственно в процессе работы с интерактивной доской. Учащиеся смогут общаться с зарубежными сверстниками в реальном времени, обсуждать волнующие их проблемы, знакомиться с иноязычной культурой и стилем жизни. Данный вид деятельности будет способствовать не только повышению уровня владения иностранным языком, но и установлению межпредметных связей, развитию общего кругозора, получению специальных знаний, формированию социокультурной компетенции учащихся, ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации. Урок станет двусторонним процессом в рамках диалога культур, будет способствовать общению, дружбе, мобилизации творческих способностей учащихся, формированию патриотизма и гражданственности, приобщению детей к национальной и мировой культуре [2, с. 26].

На этапе обобщения опыта на основе разработанных интерактивных заданий было создано интерактивное пособие «English 7» (прил. 2.2), которое представляет собой набор обучающих разноуровневых тестов, направленных на отработку лексико-грамматического материала. Тесты составлены с учетом программных требований и в соответствии с тематикой и разделами учебника «English 7» под редакцией Н. В. Юхнель [3]. Данное пособие было отмечено дипломом I степени в рамках районного конкурса «Компьютер. Образование. Интернет-2008».

Кроме того, был разработан программно-методический комплекс «FoodandMeals», состоящий из обучающих блоков, направленных на коммуникативное обучение всем видам речевой деятельности (чтение, аудирование, письменная речь, говорение) и аспектам языка (лексика, грамматика) в рамках темы «Продукты питания». Данный программно-методический комплекс составлен с учетом программных требований и может использоваться при прохождении вышеуказанной темы в 5–6-х классах (прил. 2.3). Программно-методический комплекс «FооdandMeals» отмечен дипломом I степени VIРеспубликанского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет 2011».

Оценивая эффективность использования разработанных интерактивных пособий, следует отметить, что их систематическое применение обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоста­вляет учащимся возможность для проявления самостоятельности как в выборе заданий, так и в способах их выполнения, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля. Предметное и процессуальное содержание представленных заданий направлено на систематизацию, обобщение и закрепление пройденного материала, развитие коммуникативных умений при обучении чтению, восприятию иноязычной речи на слух и говорению. Следует отметить, что возможности анимации, перемещения объектов, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета и шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является доминирующим [4, с. 32]. Ученики с рассеянным вниманием лучше воспринимают информацию, размещенную на  большом экране, т. к. это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Учащиеся работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображения, учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают свои коммуникативные умения. В результате повышается мотивация и активизируется их познавательная деятельность. Данные выводы подтверждают и результаты мониторинга, который проводился в течение двух лет в группах, где интерактивная доска регулярно применялась на уроках иностранного языка (прил. 2.4).

Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Кроме того, следует помнить, что применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации [5], общее время работы ученика с компьютером на уроке не должно превышать 15–20 минут. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2–5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Для групповой формы обучения можно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока с помощью метода проектов или приема обучения в сотрудничестве. Интерактивная доска в этом случае может быть использована как для постановки проектных задач перед классом, так и для презентации результатов проекта отдельными группами, причем есть возможность переносить изображение с доски на локальные компьютеры и обратно, что увеличивает эффективность работы.

Практическое использование интерактивной доски на уроках иностранного языка и разработанных интерактивных пособий было продемонстрировано в ходе серии открытых уроков и мастер-классов на районных методических объединениях и областной научно-практической конференции.

Данный опыт работы обобщен в методическомпособии «Использование интерактивной доски на уроках английского языка», а также представлен на страницах педагогических изданий [прил. 6–9].

Анализ уроков и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски в процессе обучения иностранным языкам способствует формированию коммуникативной компетенции, отвечает дидактическим принципам новизны, сознательности, активности, наглядности и доступности, коммуникативной активности, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. При такой организации уроков максимально учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности учащихся. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс овладения иноязычной культурой.

Таким образом, использование интерактивной доски позволяет:

1)      включить всех учащихся в процесс овладения иноязычной культурой на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности;

2)      стимулировать развитие мыслительной и творческой активности учащихся;

3)      интенсифицировать процесс обучения за счет повышения эффективность усвоения материала при значительной экономии времени;

4)      способствовать созданию оптимальных условий для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Использованная литература и публикации автора по теме обобщенного опыта

  1. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение, 1985. – 298 с.
  2. Зубрилина, И. В. Технология диалога культур :воспитание гражданственности средствами иностранного языка / И. В. Зубрилина // Праблемы выхавання. – 2009. – № 2. – С. 25–27.
  3. Юхнель, Н. В. Английский язык. : учеб. пособие для 7 класса учреждений, обеспечивающих получение общего сред. образования / Н. В. Юхнель [и др.]. – Минск : Выш. шк. 2006. – 126 с.
  4. Владимирова, Л.  П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам / Л. П. Владимирова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://virtlab.ioso.ru/­method.htm. – Дата доступа: 12.09.2010.
  5. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь от 15 июля 2010 г. № 94.
  6. Зубрыліна, І. У. Эффектыўная інтэрактыўная / І. У. Зубрыліна // Настаўн. газ. – 2011. – 16чэрв. – С. 13.
  7. Зубрилина, И. В. Использование интерактивной доски на уроках английского языка / И. В. Зубрилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.
    php?id=3374
    . – Дата доступа : 25.04.2011.
  8. Зубрилина, И. В. Интерактивная доска на уроке иностранного языка / И. В. Зубрилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/thea/file/1746112. – Дата доступа: 06.08.2011.
  9. Зубрилина, И. В. Возможности использования интерактивной доски на уроках иностранного языка/ И. В. Зубрилина. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.
    openclass.ru/node/231958. – Дата доступа: 17.11.2010.

10. Зубрилина, И. В. Возможности информационных компьютерных технологий в обучении иностранному языку / И. В. Зубрилина // Ресурсное обеспечение образовательного процесса в 11-летней школе : материалы респ. науч.-практ. конф., Гродно, 25 нояб. 2010 г. : в 3ч. – Гродно : Изд-во ГОИРО, 2011. – Ч. 2. –
С. 53–55.

Приложение 2.1

Примеры заданий с использованием интерактивной доски на уроках

А. Тема урока: «Мир английского языка», 11-й класс

 

Кроссворд
«Англоязычные страны»

Используя функцию «Граффити» и опираясь на картинку и букву-подсказку, учащимся необходимо вписать в клетки названия  стран.

 

 

 

Сопоставление

Используя функцию «Перо», учащимся необходимо соединить предложения из одного столбика с фразовым глаголом «to get» из другого.

 

 

Заполнение пропусков

При помощи функции «Цветовая палитра» по ходу прослушивания текста учащимся необходимо вставить необходимые предлоги.

 

Б. Тема урока: «Мои домашние обязанности», 6-й класс

Найди ошибку

Учащимся необходимо прочитать текст, найти в нем ошибки и выделить их, используя функции «Перо» и «Цветовая палитра».

 

Установление соответствий

Учащиеся прослушивают аудиотекст при помощи функции «Проигрыватель» и соединяют имена персонажей с их фотографиями.

Заполнение пробелов

Учащимся необходимо вставить пропущенные буквы, используя функцию «Клонирование», перевести слова на русский язык и проверить правильность выполнения заданий с помощью перемещения объектов.

 

Приложение 2.2

Интерактивное пособие к учебному комплексу «Английский язык. 5–6 классы»

Данное интерактивное пособие представляет собой набор обучающих разноуровневых заданий, направленных на формирование лексико-грамматических навыков говорения по предмету «Английский язык» для 7-го класса. Задания составлены с учетом программных требований и соответствуют тематике и разделам учебного пособия «Английский язык. 7 класс» под редакцией Н. В. Юхнель, предназначенного для использования в гимназиях и лицеях Республики Беларусь. Данное интерактивное пособие состоит из 13 блоков согласно разделам учебного пособия: Внешность. Австралия. Книги. Кино. Экология. Праздники. Продукты питания, Здоровье. Дом. Школа. Технология. Школа. Погода.

Каждый блок включает 5 заданий разного уровня сложности и целевой направленности: соотнесение частей высказывания (Match), выбор (Quiz), составление высказываний (Mix), заполнение пробелов (Cloze), Кроссворд (Cross). Задания каждого блока имеют индивидуальный интерфейс и снабжены иллюстративными материалами, на основе которых

можно развивать коммуникативные умения по каждой теме (описание, ответы на вопросы и т. д.) Учащиеся могут воспользоваться подсказкой (Hint) и проверить себя (Check). Количество правиль­ных заданий выражается в процентах. Неправильно выполненные задания окрашиваются красным цветом, что позволяет учащемуся еще раз вернуться к их выполнению.

Приложение 2.3

Программно-методический комплекс «Продукты питания»
Английский язык. 5–6 классы

Данный программно-методический комплекс (ПМК) представляет собой набор обучающих заданий, направленных на развитие умений во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письменная речь, говорение) и формирование языковых навыков говорения в рамках темы «Продукты питания» по предмету «Английский язык». Программно-методический комплекс предназначен для проведения занятий по английскому языку с применением интерактивной доски. В основе комплекса использовано программное обеспечение «Lynx 4».

Задания составлены с учетом программных требований и могут быть рекомендованы для организации серии уроков при прохождении вышеуказанной темы в 5-м классе (учебник «English 5» под редакцией Н. В. Юхнель, учебник предназначен для гимназий и лицеев Республики Беларусь), а также в 6-м классе (учебник «English 6» под редакцией Л. М. Лапицкой, предназначенный для использования в других учреждениях общего среднего образования).

ПМК состоит из семи основных блоков: Vocabulary (лексический минимум), Grammar (грамматика), Reading (чтение), Writing (письменная речь), Listening (аудирование), UsageofEnglish (словоупотребление), TestYourself (тест).

БлокVocabulary (лексический минимум) состоит из одиннадцати презентаций для интерактивной доски, предназначенных для введения лексики в рамках темы. В презентации используются видеоролики, иллюстрации, флэш-анимация. В конце каждой презентации предлагается контрольное задание, которое может быть выполнено как фронтально, так и самостоятельно.

Блок Grammar (грамматика) включаетчетырепрезентациипотемам «Plural Nouns», «Uncountable Nouns», «Some/Any», «Much/­Many, Few/Little». Презентации содержат теоретический, иллюстративный материал, а также разноуровневые задания тренировочного характера с ключами. Материал вводится при помощи аутентичных видеоматериалов, использована флэш-анимация.

БлокReading (чтение) состоит из ряда заданий, нацеленных на развитие умений чтения. Упражнения имеют различную целевую направленность, предпо­лагают совершенствование умений работы с текстом.

БлокWriting (письменная речь) включает ряд заданий на отработку правописания изученных лексических единиц и их употребления в предложении и мини-высказывании.

БлокListening (аудирование) включает три аутентичных мини-текста и нацелен на обучение восприятию изученного языкового материала на слух.

Блок UsageofEnglish(словоупотребление) состоит из пяти разноуровневых заданий, наце­ленных на активизацию употребления материала в устной речи. Задания носят коммуникативный характер.

БлокTestYourself (проверь себя) состоит из трех интерактивных заданий разного типа, при выполнении которых учащиеся могут проверить усвоение изученного программного материала по теме.

Задания каждого блока имеют индивидуальный интерфейс, снабжены ключами и иллюстративными материалами, на основе которых можно развивать коммуникативные умения по каждой теме (описание, ответы на вопросы и т. д.). Диск является автозагрузочным, т. е. не требующим предварительной установки на компьютер пользователя.

 

Приложение 2.4

Мониторинг уровня обученности учащихся

Мониторинг проводился в течение двух лет в группах 6«А» (изучают английский язык с 3-го класса),  6«Б» (изучают английский язык с 1-го класса), 9«А» (изучают английский язык с 1-го класса),  9«Б» (изучают английский язык с 5-го класса), 11«А» (лингвистический профиль), где интерактивная доска регулярно применялась на уроках иностранного языка. Несмотря на разный уровень обученности, во всех группах наблюдается рост среднего балла и повышение показателей развития коммуникативных умений учащихся по всем видам речевой деятельности.

Развитие умений восприятия иноязычной речи на слух
(средний балл)

Развитие умений устной речи

(средний балл) 

Развитие умений письменной речи

(средний балл)

Развитие навыков чтения

(средний балл)