МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности в период аттестации представляет собой:
- изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности;
- установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений;
- определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации.
Самоанализ даёт полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержит выводы о причинах успехов и проблемных моментах, намечает перспективы.
Самоанализ — это не статистический отчёт. Предмет самоанализа — это аналитические показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа — это не представление имеющихся данных за определённый период, а отражение аналитической деятельности, требующей глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя ____________
государственного учреждения образования «Средняя школа №21 г.Гомеля»»
___ (Ф. И. О. педагога)
Образование — ... (что окончил и когда). Квалификация — ... .
Квалификационная категория — ... (дата присвоения).
Педагогический стаж — ... .
Продолжительность работы
в данном учреждении в данной должности — ... .
Повышение квалификации — . . (последние курсы).
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
- Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
- Профессионально-педагогическая результативность:
личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических фестивалях, профессиональных конкурсах, конференциях, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и др.;
наличие сертификата пользователя информационными технологиями;
достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах и др.).
- Личностно-педагогическая подготовка:
прохождение курсов повышения квалификации и их влияние на личностно-профессиональное развитие;
участие в межкурсовой работе (в работе методического объединения, общегимназических мероприятиях);
реализация темы самообразования;
изучение опыта работы коллег по актуальным проблемам для педагога;
работа с предметной, научно-методической литературой, значимость взаимодействия с коллегами и.т.д.
- Профессионально-педагогическая деятельность:
vосуществление образовательного процесса
- Ведение гимназической документации: классный журнал, дневники и тетради учащихся, календарно-тематическое планирование учебных и факультативах занятий, планы-конспекты учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий (своевременность, аккуратность, частота проверки, система работы с документацией).
- Знание теоретических и практических основ предметов, изучаемых на I, II-III ступени общего среднего образования (типы учебных занятий; этапы, цели и задачи учебных занятий; формы организации учебной деятельности учащихся на учебном занятии; методы, технологии проведения учебного занятия; приёмы активизации познавательной деятельности учащихся; создание позитивного микроклимата на учебном занятии и т. д.).
- Качество и эффективность проводимых учебных и факультативных занятий, используемые технологии, методики, методы, приёмы, средства, положительное проявление авторства. Формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение современных образовательных технологий: владение информационными технологиями.
- Обеспечение роста качества образования учащихся (Какие значимые меры были предприняты по улучшению результатов учебной деятельности учащихся?).
- Система работы с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Результативность участия в олимпиадном движении, интеллектуальных турнирах и конкурсах, конкурсах научно-исследовательских и творческих работ учащихся.
- Участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы).
- Участие в гимназических учебно-методических мероприятиях:
посещение и участие в методических мероприятиях гимназии (педсоветах, семинарах, конференциях, инструктивно-методических совещаниях, заседаниях методического объединения, методических выставках, конкурсах образовательных проектов, предметных неделях);
- Совершенствование работы учебного кабинета:
методическое оснащение кабинета (оформление папок; изготовление дидактического раздаточного материала разноуровневых карточек, тестов, наглядных пособий; список приобретённой методической литературы за текущий учебный год; соблюдение санитарно-гигиенических норм; перспектива оснащения кабинета, недостатки и пути их решения);
vОсновные направления работы в качестве классного руководителя:
- внеклассные мероприятия (тематические классные и информационные часы, праздники, экскурсии, посещение музеев, театров и т. д.);
- участие класса в гимназических и иных мероприятиях;
- работа с родителями (количество посещённых семей за текущий учебный год; проведение родительских собраний, консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся; привлечение родителей к внеклассной работе);
- организация 6-го школьного дня (наиболее значимые мероприятия).
- Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
- Определение перспектив дальнейшего самообразования (цели, задачи, направление и содержание деятельности).
САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
- Характеристика класса: уровень обученности.
- Тема учебного занятия и его место в системе учебных занятий.
- Тип учебного занятия и его задачи.
- Выбранные методы обучения. Какие приёмы использованы при реализации выбранных методов обучения?
- Какие методические приёмы применялись для активизации познавательной деятельности учащихся?
- Почему определено такое содержание материала?
- Достигнут ли реальный результат? Почему?