http://www.academy.edu.by/files/Instruktsia.pdf
Нормативные документы
по аттестации педагогических работников
1.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101 «Об утверждении инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 N 20, от 26.11.2014 N 163, от 20.11.2015 N 131, от 11.05.2017 N 46)
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
- На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования ГОИРО организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
- Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
- Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
- Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
- Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
- Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
- Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
- Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
- инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
- вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
- Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
- Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
- Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
- Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
- Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
- Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
- Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
- Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.
Методические рекомендации
Перечень документов, необходимых в учреждений образования при аттестации педагогических работников
1. Нормативные документы:
1.1.Кодекс РБ об образовании.
1.2.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от от 22 августа 2012 № 101» «Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)».
1.3.Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 17.12.2012 года.
1.4.Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 №105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».
2.Документация администрации:
1.«Аттестация педагогических работников» в годовом плане
2.приказ об утверждении состава АК (предоставляет отдел)
8.приказ о проведении аттестации (предоставляет отдел)
9.приказ об утверждении графика (дополнения к графику) прохождения аттестации (предоставляет отдел)
11.приказ о присвоении к/к
12.ЗАПИСЬ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ РАБОТНИКА
13.банк данных о педагогических работниках
14.материалы мониторинга качества аттестации (вопросы аттестации, рассматриваемые на педсоветах, совещаниях)
15.приказ о командировании педагогического работника на квалификационный экзамен
16.график прохождения аттестации на учебный год претендентов на высшую, первую, вторую квалификационные категории
АТТЕСТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ АТТЕСТУЕМОГО
(предоставляются в аттестационную комиссию при отделе)
К аттестационным материалам относятся:
— заявление педагогического работника об аттестации;
— характеристика аттестуемого;
— справка о сдаче квалификационного экзамена;
— аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого.
Аттестационные материалы (личное заявление, характеристика, справка о сдаче квалификационного экзамена, протоколы заседания комиссии, аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого) хранятся в отделе образования 5 лет.
Заявление
Педагогические работники, которые изъявили желание пройти аттестацию на высшую категорию, подают заявление на имя председателя аттестационной комиссии учреждения образования до 10 октября, а претенденты на вторую и первую категории – на протяжении учебного года, но не позднее, чем за 3 месяца до его окончания т.к. именно такой срок отводится на изучение педагогической деятельности аттестуемого и его аттестацию.
Направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию
Направление на сдачу квалификационного экзамена выдается аттестуемому на основании решения аттестационной комиссии. Подписывается руководителем учреждения образования и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью.
График прохождения аттестации
График прохождения аттестации на учебный год претендентов на высшую категорию составляется не позднее 15 октября, а претендентов на вторую и первую категорию — не позднее 1 апреля текущего года после рассмотрения заявлений аттестационной комиссией.
При составлении графика необходимо учитывать, что процедура аттестации не должна превышать трех месяцев: для претендентов на вторую и первую категории со дня подачи заявления в аттестационную комиссию, на высшую категорию – со дня представления документа о сдаче квалификационного экзамена. После согласования с профкомом график утверждается приказом руководителя учреждения образования. Аттестуемые знакомятся с графиком в десятидневный срок под роспись. График вывешивается для постоянного пользования в доступных для ознакомления местах.
Характеристика
Характеристика содержит объективную, аргументированную оценку педагогической деятельности аттестуемого. Подписывается руководителем и председателем профкома учреждения образования после рассмотрения на заседании профкома, заверяется печатями и передается в аттестационную комиссию. Не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, необходимо ознакомить аттестуемого с характеристикой. После ознакомления с характеристикой аттестуемый пишет: «С характеристикой ознакомлен», ставит дату и подпись.
Справка о сдаче квалификационного экзамена
Справка о сдаче квалификационного экзамена на соответствие высшей категории выдается аттестуемому учебным заведением повышения квалификации по установленному образцу.
Аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого
(предоставляется заместителем директора в АК при отделе за 10 дней до заседания АК)
Аналитические материалы могут быть следующие:
— материалы контрольных срезов знаний и умений учащихся, аналитическая оценка полученных результатов;
— материалы диагностики состояния педагогической деятельности аттестуемого с выводами и рекомендациями;
— материалы анкетирования с анализом полученных результатов;
— материалы анализа уроков, внеурочных мероприятий с выводами и рекомендациями (например, карты оценки качества и эффективности проведенных уроков и внеурочных мероприятий);
— материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за последние 2-3 года в динамике: уровень достижений всех обучаемых педагогом учащихся, уровень индивидуальных достижений отдельных учащихся (победители и призеры олимпиад, конкурсов, смотров знаний и т.д.), участие в экспериментальной и инновационной работе, отработка своей технологии обучения или воспитания и др.