«Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста»
Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.
В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.
Что же такое синдром профессионального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:
1-я стадия:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но ... скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2-я стадия:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3-я стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта (последствия) профессионального выгорания
Последствие |
Проявления |
Первый - снижение самооценки |
Как следствие, такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние. |
Второй - одиночество. |
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения. |
Третий - эмоциональное истощение, соматизация |
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. |
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа – психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа – социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
Третья группа – поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:
- опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
- опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
- Экспресс-диагностика «выгорания» и др.
А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Количество положительных ответов подсчитайте |
|||
1 |
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен |
да | нет |
2 |
Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления |
да | нет |
3 |
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры |
да | нет |
4 |
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) |
да | нет |
5 |
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. |
да | нет |
6 |
Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно |
да | нет |
7 |
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной |
да | нет |
8 |
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое |
да | нет |
9 |
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям |
да | нет |
10 |
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое |
да | нет |
Оценка результатов
0 -1 балл - синдром выгорания вам не грозит
2 - 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.
Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.
Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.
Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.
Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.
Реалист | Фаталист |
Сензитивист | Авантюрист |
Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.
Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.
Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.
Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.
Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.
Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.
К профилактике «выгорания» относится:
- Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
- Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
- Возможность повышения профессиональной квалификации.
- Организация и функционирование психологической службы в коллективе.
Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:
- Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:
- упражнения на развитие педагогической интуиции.
- Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:
- упражнения-энергизаторы,
- упражнения для развития способности принимать друг друга.
- Упражнения для развития познавательной сферы:
- упражнения для развития понимания устного текста,
- упражнения для развития активного слушания,
- упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.
- Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:
- методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,
- упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),
- методы кинезиологии для снятия стресса,
- релаксационные упражнения,
- упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,
- методы регуляции эмоциональной сферы.
Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.
Успехов Вам и внутреннего равновесия!